ОАО "20 Центральный проектный институт", 2017

129085, г. Москва, Проспект Мира, д. 101 Д. тел.: +7 (495) 682-74-34

+7 (495) 682-74-34

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "20 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ"

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК)

15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»

BATTLE TRAIN MISSILE SYSTEM (RAIL-MOBILE MISSILE SYSTEMS)

15P961 WITH THE IDB RT-23 UTTH (15G61) «MOLODEC»

Источник: http://bastion-opk.ru/bgrk-molodec/ ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» A.V.Karpenko

Работы по созданию подвижного железнодорожного комплекса с МБР РТ-23 начались в КБ «Южное» в конце 1960-х годов. Разработка БЖРК несколько раз прерывалась. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. В дальнейшем было принято решение оснащение его РГЧ ИН. Был создан и испытан опытный БЖРК. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. В процессе испытаний были выявлены недостатки некоторых систем БЖРК. Для продолжения работ требовалось модернизировать ракету и комплекс. К тому времени был подписан Договор СНВ-2, которым разрешалось каждой из сторон, т.е. США и СССР, развернуть по одному новому типу «легкой» МБР стартовым весом до 105 тонн. Отечественной ракетой стала РТ-23 (затем РТ-23УТТХ), американская новая ракета была МХ массой в 80 тонн с 10 РГЧ ИН. Предполагалось создать унифицированную ракету РТ-23 для БЖРК (основной вариант) и ШПУ по эффективности не уступающую американскому аналогу. В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками и другими системами. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный; подвижный грунтовый «Целина-2»; шахтный высокой защищенности. Разработку комплекса возглавил генеральный конструктор В.Ф.Уткин. Весь стартовый комплекс (пусковой модуль) создавался в КБ-4 КБСМ под руководством главного конструктора А.Ф.Уткина, к работам привлекалось много КБ и заводов, в том числе КБ завода «Большевик» (руководитель Н.Г.Первышев). В техническом отчете, выпущенном в 1983 г., рассматривались варианты боевого применения БЖРК с одним и несколькими пусковыми модулями. Оптимальным, по результатам отчета, является вариант с тремя пусковыми модулями. Именно этот вариант и был положен в основу дальнейших работ. В основу проекта ракеты 15Ж61 и комплекса 15П961 были положены технические и конструктивные решения, прошедшие натурную отработку в составе БЖРК с ракетой РТ-23 (15Ж52). Вместе с тем, внедренные как в ракету, так и а БЖРК новые решения позволили существенно повысить боевую эффективность комплекса 15П961 по сравнению с 15П952. Комплекс оснащался элементами перспективной системы боевого управления «Сигнал-А, была установлена аппаратура космической связи. БЖРК 15П961 представляет собой состав цельнометаллических вагонов, построенный по модульному принципу. В состав БЖРК входят: три пусковых модуля с ракетами (из трех вагонов: КП пусковой установки; пусковая установка с ракетой в ТПК механизмами и устройствами подъема ТПК; с агрегатами и устройствами обеспечения пуска), командный модуль (командный пункт полка), вагон-цистерна с запасом дизельного топлива, три тепловоза, вагоны жизнеобеспечения и размещения личного состава (вагоны для личного состава, вагон автономного запаса, вагон-столовая, дизель-электростанция). Комплекс обладает высокой мобильностью и имеет высокую до 80 км/час скорость передвижения. Перемещение БЖРК по маршруту боевого патрулирования обеспечивается тремя тепловозами.

ЖМПУ представляет собой сложный подвижный комплекс на железнодорожном ходу, в котором размещается ракета и технологическое оборудование, спецсистемы, дежурные силы и средства управления пусковой установкой. В состав ЖМПУ входят: технологическое оборудование – механизм подъема ТПК с ракетой в вертикальное положение, крыша вагона и механизм ее открытия, гидродомкраты вертикализации, межвагонные кабельные переходы с разгружающими устройствами; автоматизированные системы управления и связи; спецсистемы прицеливания, температурно-влажностного режима, управления технологическим оборудованием, электроснабжения, охраны, автоматического обнаружения и тушения пожара, навигации; система жизнеобеспечения. В качестве транспортных средств ЖМПУ используются железнодорожные вагоны парка МПС, смонтированные на базе двух специальных четырехосных тележек. Пусковая железнодорожная установка представляла из себя специально оборудованный вагон внутри которого размещался транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Все необходимые для производства пуска и контроля ракеты оборудование размещалось на контейнере. Пусковой вагон с ракетой и контейнером имел массу более 200 тонн, при этом нагрузка на полотно колесной пары превышала в полтора раза предельно допустимую, установленную Министерством путей сообщения (МПС). Проблему удалось решить в КБСМ путем перераспределения нагрузки и сцепливания с помощью специальных устройств при пуске вместе с пусковым вагоном еще двух соседних, которые и составили пусковой модуль. Пуск ракеты осуществляется из вертикального положения с мобильной железнодорожной пусковой установки (ЖМПУ), предназначенной одновременно для транспортировки и хранения ракеты. Вагон, где размещается ракета (пусковой вагон), оборудован распашной крышей и специальным устройством закорачивания и отвода контактной электросети перед пуском МБР. Перед пуском открывалась крыша вагона, гидравлическим подъемником ракета в ТПК поднималась в вертикальное положение. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД), ракета поднималась на 20-30 метров от среза ТПК. После чего срабатывал двигатель увода, размещенный на поддоне, ракета заклонялась в сторону от ТПК и включался основной двигатель первой ступени. Струя газа и огня от нее уходила в сторону от пусковой установки не повреждая ее, ракета поднималась вверх переходя в вертикальное положение, разворачивалась в плоскость стрельбы и устремлялась к заданной цели. После пуска, когда пусковой вагон становился легче, боковые вагоны с помощью специальных устройств прижимали его к полотну.

В комплекс было внедрено много новых систем. В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ – специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС). PТ-23 УТТХ (15Ж61) – трехступенчатая межконтинен¬тальная баллистическая ракета (МБР) на твердом топливе с разделяющей го¬ловной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) и десятью боевыми блоками. Маршевые РДТТ первой и второй ступеней ракеты 15Ж61 практически являются аналогами двигательных установок 1-ой и 2-ой ступеней опытных ракет 15Ж44 и 15Ж52 с более высокими энергетическими характеристиками, в них использовались новые эрозионостойкие, теплозащитные и конструкционные материалы. Двигатель первой ступени 15Д206 был полностью заимствован, только корпус типа “кокон” для него разрабатывало КБЮ, а в двигателе второй ступени 15Д290 при сохранении всех основных проектно-конструкторских решений, принятых для двигателя 15Д207, было применено новое более высокоэнергетическое смесевое твердое топливо типа СТАРТ. На РДТТ 3-й ступени так же применено новое более энергетическое смесевое твердое топливо. В двигателях 2-й и 3-й ступеней внедрен ряд мероприятий, повышающих стойкость двигательной установки к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Двигательные установки 3-й ступени ракет 15Ж60 и 15Ж61 идентичны. Для боевой ступени ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 и 15Ж60) в КБ «Южное» был создан многофункциональный ЖРД РД-866 (15Д264). Двигатель обеспечивает: питание горючим рулевого агрегата, используемого для управления полетом ракеты в конце работы первой и при полете второй и третьей ступеней; управляет по крену в полете третьей ступени; создает на участке разведения боевых блоков тягу и управляющие усилия различные по направлению и тяге при многократных включениях ЖРД большой тяги и двигателей малой тяги; питание горючим гидроприводов качания камеры ЖРД большой тяги. В двигателе применена комбинированная (вытеснительная и насосная) система подачи компонентов топлива, в нее входят: два ТНА с генераторами и два питателя. Двигатель работает на азотном тетраоксиде (АТ) и НДМГ.

В системе управления была использована элементная база с улучшенными характеристиками и введена повышенная боеготовность. Система управления разработана НПОАП в процессе совершенствования характеристик СУ ракет 15Ж44 и 15Ж52. Особенностью СУ является решение ряда новых задач: восстановление информации в вычислителе после воздействия ПФЯВ путем ее перезаписи в оперативное ЗУ из хранителя информации на магнитном диске; реализация принципов терминального наведения; использование элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ (для 15Ж61 -1 уровень, для 15Ж60 – II уровень); боевое дежурство ракет 15Ж60 с постоянно задействованными командными приборами; сопряжение с системой СБУ «Сигнал-А». Прицеливание ракеты PТ-23 УТТХ производится с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута базового направления в бортовую гиростабилизированную платформу. Элементы конструкции ракеты были созданы из углеродного материала в НИИ графит. Ракета на заводе-изготовителе вставлялась в транспортно-пусковой контейнер и весь период эксплуатации находилась в нем. Боевое оснащение ракеты состояла из 10 боевых блоков расположенных на платформе в один ярус. В состав боевого оснащения ракеты 15Ж61 входит отработанный в ходе СЛИ комплексов 15П044 и 15П952 боевой блок 15Ф444. На ракетах РТ-23 (РТ-23УТТХ) впервые в мире было применено управление и стабилизация ракетой в каналах тангажа и рыскания начиная с конечного участка полета первой ступени и до конца полета третьей ступени путем отклонения головного отсека. Это обеспечило возможность создания РДТТ второй и третей ступеней со стационарными раздвижными соплами без органов управления. Реализация этого оригинального способа управления МБР была осуществлена при активной поддержке и участии руководителей НПО АП Пилюгина Н.А. и ЦНИИМАШ Мозжорина Ю.А., под личным контролем министра общего машиностроения Афанасьева С.А.

Для комплекса в КБСМ (гл. конструктор К.Г.Тригуб), 20 ЦПИ МО (гл. инженер проекта В.С.Боханов и Московском Промтрансниипроект была создана техническая позиция обеспечивающая его эксплуатацию. В головном позиционном районе было оборудовано и подготовлено к эксплуатации маршрута протяженностью свыше 1500 км. Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БРЖК) оснащен высокоточной навигационной системой, обеспечивающей стрельбу с любой точки маршрута. Для обеспечения возможности пуска ракет БЖРК с любой точки маршрута патрулирования была создана специальная геодезическая железнодорожная лаборатория (ГЖДЛ), подготавливающая соответствующим образом маршрут патрулирования и контролирующая их в рамках регламентных работ. В ГЖДЛ были созданы комфортабельные условия жизнедеятельности личного состава на длительное время автономии от пункта дислокации. Опытный состав ГЖДЛ по завершению МВИ был сдан в боевую эксплуатацию РВСН. 

Внедрение в состав БЖРК систем и агрегатов, не поставленных на СЛИ комплекса 15П952 (звенья 5Ж и 7Ж системы «Сигнал-А», каналы радиоуправления и космической связи, системы навигации, системы закорачивания и отведения контактной сети), а также повышение надежности других систем позволили реализовать в комплексе 15П961 определяющие боевую эффективность задачи: расформирование БЖРК на отдельные боевые единицы; пуск ракет с любой точки маршрута; перевод в требуемые степени готовности; сокращение времени проведения технологических операций.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года с НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 18 пусков (в том числе 2 партионных), один из них (первый) аварийный из-за разрушения двигателя 1-ой ступени 15Д289. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был начальник ГУЭРВ, зам. командующего РВСН генерал-полковник Г.Н.Малиновский, его сменил начальник ГУЭРВ Г.А.Колесников, техническим руководителем – Л.А.Грибачев. Для выявления причин отказа были проведены дополнительные огневые испытания. До первого пуска уже были выполнены испытания восьми двигателей 15Д289, все успешные. Однако на дополнительных стендовых испытаниях произошла серия отказов, из-за не возможности переносов сроков создания ракетного комплекса на ракету 15Ж61 было принято решение установить РДТТ первой ступени 15Д206 с худшими энергетическими характеристиками ракеты 15Ж52. В ходе СЛИ комплекса 15П961 проведены пуски 16 ракет 15Ж61, в том числе 10 ракет по программе СЛИ и 6 серийных, выделенных дополнительно для подтверждения и проверки правильности технических решений, внедряемых по плану наращивания штатности систем ракеты и комплекса. Из 16 проведенных пусков – 1 аварийный (№ 2Л). 1 ракета пускалась на максимальную дальность по полигону “Акватория”. В плане работ по теме «Зарядье-2-61″ (продление сроков эксплуатации комплекса] в 1998 и 1999 гг. проведено 2 пуска с положительными результатами.

Ракета 15Ж61 в составе комплекса прошла транспортные испытания, участвовала в крупномасштабных опытах «Сияние», «Сдвиг», «Гроза». В рамках программы СЛИ было осуществлено 18 выходов железнодорожного состава БЖСК на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Непрерывно проводились отработка принципиально новых технических решений, ресурсные, функциональные, транспортные и другие испытания. Например, во второй половине 1980-х гг. все усилия организаций-разработчиков и служб полигона были направлены на завершение работ, связанных с испытаниями поставляемых штатных систем боевого железнодорожного стартового комплекса (БЖСК): «Блеск-5Ж», «Блеск-7Ж», «БИСЕР», «Яшма», «Капля», отработкой с выездом на электрифицированные участки Северной железной дороги, синхронизации систем заземления и отведения контактной сети, установленных на ПУ 15П761, отработку системы навигации. Комплексные динамические испытания ПУ с макетом ракеты проводились на полигоне ВНИИ железнодорожного транспорта в г. Щербинка. Был сформирован поезд для рекогносцировки районов базирования комплекса. С его помощью проведено определение и экспериментальная проверка принципов организации движения, базирования и эксплуатации комплекса на путях МПС (председатель МВК – В. С. Бирюков, технический руководитель МВК от КБ «Южное» – И. П. Фоменко), выбраны позиционные районы и проведена их рекогносцировка, разработаны требования к позиционным районам. В 1988 г. были начаты и продолжались более трех лет комплексные – транспортные, ресурсные и климатические испытания БЖРК Испытания проводились в различных климатических зонах. Для проверки работоспособности при температуре -30°С транспорт отправлялся в сторону станции Салехард, проверка при +38°С проводилась в Западном Казахстане. Всего было проведено 18 выходов на маршруты. В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие ЭМИ (»Сияние») и молниезащиту (»Гроза»).

В 1991 г. на НИИП-53 был проведен последний физический опыт «Сдвиг» (проверка на воздействие ударной волны). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) – на расстоянии -850 м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) -на расстоянии -450 м торцом к центру взрыва. Ударная волна от взрыва заряда с тротиловым эквивалентом 1000 тонн не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ. Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). Комплектовочная база БЖРК располагалась на станции «Березовка» вблизи Павлограда (Украина). В ракетный полк входит один боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). В состав комплекса входит железнодорожный состав с: тремя железнодорожными пусковыми установками (пусковой модуль) с ракетами РТ-23УТТХ, с командным модулем (командный пункт), вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения; вагоны для размещения личного состава и другие, в которых размещаются системы, обеспечивающие поддержание в готовности к боевому применению и пуск ракет, а также жизнедеятельность личного состава при несении боевого дежурства, всего 17 вагонов с тремя ракетами. Ракетные полки сведены в однородные ракетные дивизии. К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Станция базирования дивизии под Костромой называется «Ромашка». Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредоточиваются.

Схема боевого дежурства БЖРК – периодическая смена боевых позиций, располагаемых на выделенном для каждого комплекса маршруте боевого дежурства с заходом на пункт постоянной дислокации. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течении одного-двух месяцев на удалении до 1500 км от места постоянной дислокации. Для повышения боевой устойчивости комплекс может быть спрятан в одном из скальных железнодорожных тоннелей на маршруте боевого патрулирования. Боевое дежурство и пуск ракет из каждого пускового модуля может осуществляться как в составе БЖРК, так и в составе отдельных пусковых модулей рассредоточенного БЖРК. Стрельба ракетами может вестись с любой точки маршрута или с места постоянного базирования.

БЖРК с МБР РТ-23 УТТХ стал единственным в мире мобильным ракетным комплексом со 100 тонной ракетой. В 1991 году КБ «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета Ан-124-100. По договору СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации до 2003 года. В соответствии с «Комплексной программой ликвидации МБР SS-24 (РТ-23УТТХ)» параллельно с работами, проводимыми в 43-й ракетной армии по извлечению ракет и демонтажу ШПУ, были развернуты подготовительные работы по разборке самих ракет и утилизации их составных частей на Павлоградском механическом заводе (ПМЗ) и на Павлоградском химическом заводе.

16 июня 2000 году из г. Первомайск на ПМЗ прибыла на разборку первая из 46 ракет РТ-23УТТХ. Начался этап утилизации ракет, снятых с боевого дежурства. Всего было разобрано: в 1999 году – восемь ракет РТ-23УТТХ (находившиеся до начала ликвидации работ на ПМЗ); в 2000 году – четырнадцать ракет РТ-23УТТХ; в 2001 году – тридцать две ракеты РТ-23УТТХ. Последняя ракета РТ-23УТТХ прибыла на разборку 20 ноября 2001 г. и была окончательно разобрана в марте 2002 года. К тому времени на Брянском ремонтном заводе РВСН был ликвидирован первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). За процессом утилизации наблюдали военные эксперты из США. К настоящему времени все комплекс БЖРК уничтожены, один пусковой модуль комплекса в составе трех вагонов находится в Музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. По заявлению руководства РВСН, отказываясь от ракетных поездов, Россия потенциально повышает уязвимость своих стратегических ядерных сил. Дело в том, что точные координаты стационарных ПУ наших МБР всем давно известны высокоточное оружие, в частности заряды глубокого проникновения, выведут их из строя в первые часы боевых действий. А каждый БЖРК, по сути, эквивалент атомной подводной лодки. Как и в ПЛ, в ракетном поезде экипаж несет боевое дежурство непрерывно, не имея возможности выйти из замкнутого пространства. За сутки ракеты на колесах меняли дислокацию на расстоянии до тысячи километров. Ни машинист, ни командир поезда до последней секунды не знали о предстоящем маршруте. Чтобы постоянно держать БЖРК на контроле (как и грунтовые подвижные комплексы), США необходимо иметь на орбите более 300 разведывательных спутников.

Необходимо отметить, что еще в советское время были перспективы по развитию БЖРК. В 1991 г. КБ “Южное” были разработаны аванпроекты РК пятого поколения Р-36М3 «Икар» и РТ-23М «Ермак», но переговоры по Договору ОСВ-2 и распад СССР остановили их дальнейшую разработку. Как отмечают многие СМИ, в настоящее время Московский институт теплотехники начал опытно-конструкторские работы по созданию перспективного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК).

 

Источник: http://bastion-opk.ru/bgrk-molodec-2/ ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» A.V.Karpenko

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
X
Password:
Wrong password.